Карта сайта
Размер шрифта:

Информация по правовому просвещению: тезисы по коррупции

24 июня 2016  

Актуальность проблемы противодействия коррупции обусловлена крайне высокой степенью ее общественной опасности. В результате совершения коррупционных преступлений существенно нарушается нормальная, то есть соответствующая определенным нормативным актам деятельность государственных и местных органов власти; подрывается авторитет и иные интересы публичной власти; зачастую причиняется значительный материальный ущерб; ущемляются права и законные интересы граждан или организаций, а в целом интересы всего общества и государства.

Коррупционная преступность, как никакой другой тип преступности, способствует росту и значительному распространению многих видов преступности, особенно в сферах экономической деятельности, налогообложения, таможенной деятельности и др. Хорошо известно наличие тесной взаимосвязи коррупционной преступности, теневой экономики и организованной преступности.

Проблема повышения эффективности мер, направленных на противодействие коррупции, затрагивается во многих исследованиях, осознается обществом и постоянно освещается в средствах массовой информации, в выступлениях политиков. И действительно, в условиях низкого качества жизни большей части населения факты совершения коррупционных преступлений гражданами, призванными всецело содействовать процветанию общества, воспринимаются особенно болезненно.

В последние годы в Российской Федерации был принят ряд нормативных правовых актов антикоррупционной направленности, страна присоединилась к международным конвенциям о противодействии коррупции, произошла существенная активизация борьбы с коррупцией.

Международное законодательство, в той или иной степени регламентирующее вопросы противодействия коррупции, достаточно обширно и включает около двухсот различных нормативных правовых актов. Наиболее значимые из них: Конвенция ООН против коррупции, принятая 31.10.2003, Декларация о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих организациях, принятая 16.12.1996, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, принятая Советом Европы 27.01.1999, Модельный закон о борьбе с коррупцией, принятый Содружеством Независимых Государств 03.04.1999 и др.

Основным нормативным правовым актом в Российской Федерации в рассматриваемой сфере является Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В соответствии с названным Федеральным законом КОРРУПЦИЯ – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами либо от имени или в интересах юридического лица.

Основные принципы противодействия коррупции

  • признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
  • публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  • неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
  • комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
  • приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
  • сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Федеральным законом «О противодействии коррупции» установлен запрет для отдельных категорий лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Эти ограничения распространяются, в частности, на лиц, замещающих должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, глав городских округов, глав муниципальных районов, а также их супругам и несовершеннолетним детям.

Несоблюдение указанного запрета влечет досрочное прекращение полномочий, освобождение от должности или увольнение в связи с утратой доверия.

Также в статье 8 Федерального закона определен перечень лиц, обязанных представлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичную информацию своих супругов и несовершеннолетних детей. В частности, к ним относятся лица, замещающие либо претендующие на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (это могут быть руководители федеральных государственных органов, руководители Фонда социального страхования и другие).

Невыполнение возложенной обязанности по предоставлению названных сведений является правонарушением и влечет освобождение от замещаемой должности, увольнение с государственной или муниципальной службы, с работы.

Указом Президента РФ от 08.07.2013 № 613 «Вопросы противодействия коррупции» утвержден Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.

Утвержденным Порядком предусмотрено размещение на официальных сайтах и предоставление общероссийским средствам массовой информации для опубликования следующих сведений:

  • перечня объектов недвижимого имущества, принадлежащих служащему (работнику), его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности или находящихся в их пользования, с указанием вида, площади и страны расположения каждого из таких объектов;
  • перечня транспортных средств с указанием вида и марки, принадлежащих на праве собственности служащему (работнику), его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям;
  • декларированного годового дохода служащего (работника), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
  • сведений об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимого имущества, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход служащего (работника) и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки.

При этом установлено, что запрещено указывать:

  • иные сведения о доходах служащего (работника), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем на праве собственности названным лицам, и об их обязательствах имущественного характера;
  • персональные данные супруги (супруга), детей и иных членов семьи служащего (работника);
  • данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации служащего (работника), его супруги (супруга), детей и иных членов семьи;
  • данные, позволяющие определить местонахождение объектов недвижимого имущества, принадлежащих служащему (работнику), его супруге (супругу), детям, иным членам семьи на праве собственности или находящихся в их пользовании;
  • информацию, отнесенную к государственной тайне или являющуюся конфиденциальной.

Указанные сведения за весь период замещения служащим (работником) соответствующей должности находятся на официальном сайте того органа или той организации, в котором (которой) служащий (работник) замещает должность, и ежегодно обновляются в течение 14 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для их подачи.

Следует отметить, что органы власти обязаны:

  • в течение трех рабочих дней со дня поступления запроса от общероссийского средства массовой информации сообщить о нем служащему (работнику), в отношении которого поступил запрос;
  • в течение семи рабочих дней со дня поступления запроса от общероссийского средства массовой информации обеспечить предоставление ему указанных сведений, в том случае, если они отсутствуют на официальном сайте.

Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданином, служащим или работником либо в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Это может быть дисциплинарная ответственность, административная (за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) гражданско-правовая либо уголовная (ст. 137 Уголовного кодекса РФ «Нарушение неприкосновенности частной жизни»).

Статьей 9 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлена обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о поступивших в его адрес обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Невыполнение указанной обязанности является правонарушением, влекущим увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение работника к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Конфликт интересов на государственной или муниципальной службе – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Он должен в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Оно может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего.

Следует отметить, что непринятие государственным или муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного или муниципального служащего с государственной или муниципальной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации (увольнение в связи с утратой доверия применяется, например, в отношении сотрудников прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, служащих таможенных органов и др).

Федеральным законом «О противодействии коррупции» установлено, что государственный и муниципальный служащий не вправе:

  • замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
  • заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовых форм;
  • заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
  • быть поверенными или иными представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, если иное не предусмотрено федеральными законами;
  • использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;
  • получать гонорары за публикации и выступления в качестве лица, замещающего государственную или муниципальную должность;
  • получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц.

Отдельно необходимо отметить, что подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и передаются по акту в соответствующий государственный или муниципальный орган. Лицо, сдавшее подарок, может его выкупить:

  • принимать вопреки установленному порядку почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия (за исключением научных и спортивных) иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;
  • выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренностям государственных органов;
  • входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
  • разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей, сведения, отнесенные к информации ограниченного доступа, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей.

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

К наиболее распространенным коррупционным преступлениям можно отнести следующие деяния:

  • злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);
  • получение взятки (ст. 290 УК РФ);
  • дача взятки (ст. 291 УК РФ);
  • злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ);
  • коммерческий подкуп (ст. 204УК РФ).

В случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности.

Так, статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности предусматривает наказание за незаконное вознаграждение от имени юридического лиц. Статьей 19.29 установлена ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего.

Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

Организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

  • определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
  • сотрудничество организации с правоохранительными органами;
  • разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
  • принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
  • предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
  • недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем, при осуществлении сделок купли-продажи недвижимости

Федеральным законом от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлен перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанных в трехдневный срок предоставлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) сведения о сделках, в которых они участвуют.

В этом перечне находятся организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, то есть различные агентства недвижимости и риэлтерские конторы.

Так, согласно положениям Федерального закона № 115-ФЗ, агентства недвижимости в обязательном порядке предоставляют информацию о каждой сделке на сумму равной или превышающей 3 миллиона рублей или если одной из сторон сделки выступает лицо, причастное к осуществлению экстремистской деятельности или терроризму (для определения таких лиц в организации должен присутствовать специальный перечень, утвержденный Росфинмониторингом).

Кроме того, агентство недвижимости обязано фиксировать информацию о каждой сделке, кажущейся необычной. Например, если один из участников операции излишне озабочен вопросами конфиденциальности сделки или условий предоставления информации государственным органам. Также к критериям необычной сделки может быть отнесен отказ участника операции от более выгодных условий, необоснованная поспешность проведения операции, поручение стороны перечислить денежные средства на счет, отличающийся от счета, указанного в договоре купли-продажи, настаивание стороны на проведении расчетов наличными денежными средствами, использование дистанционных систем обслуживания, совершение сделки с недвижимым имуществом по цене, отличной от рыночной в 2 и более раза, и другие.

К информации, подлежащей фиксации и/или предоставлению в Росфинмониторинг, относятся паспортные данные физического лица, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания.

Статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность для организаций, не соблюдающих требования Федерального закона № 115-ФЗ (при определенных обстоятельствах санкция статьи может предусматривать штраф для юридического лица до миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

При этом следует понимать, что организации, привлеченные к ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ, необязательно являются пособниками в осуществлении террористической деятельности и скрывают информацию о сделках по легализации доходов, добытых преступным путем. Возможно, руководством организации допущены нарушения правил внутреннего контроля, которые в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ обязательны.

Источник: Администрация Сладковского муниципального района

Изменено: 06 июня 2017 17:10:53
Создано: 24 июня 2016 09:57:31


© 2010 — 2019  Правительство Тюменской области

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-72017 от 26 декабря 2017 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Администратор Портала — ГКУ ТО «ЦИТТО». Портал реализован на платформе «SiTex».

Короткая ссылка
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru